Назад
Статьи об инвестировании в блоге "ДОХОДЪ" Читать
Как действовать при падении рынка? Мнение Всеволода Лобова
Готовые инвестиционные решения
Готовые инвестиционные решения
Посмотреть
Research team для доступа ко всем возможностям аналитики
Research team для доступа ко всем возможностям аналитики
Войти
Ваши идеи по улучшению сервиса
Ваши идеи по улучшению сервиса
Поделиться
Назад

IPO ЕвроТранс. Наше мнение

564

21 ноября 2023 года на Московской Бирже начинаются торги акциями ПАО «ЕвроТранс» (бренд АЗС «Трасса»). Начальная цена 250 руб., планируемый объем размещения 26,5 млрд руб. В этой статье мы кратко расскажем о компании, предстоящем IPO и дальнейших перспективах.

Главное

  • ПАО «ЕвроТранс» осуществляет деятельность по управлению сетью автозаправочных комплексов (АЗК) в Москве и Московской области под брендом «Трасса».
  • В активах компании находятся 55 АЗК, 4 ресторана при АЗК, 10 электорозаправок (ЭЗС), нефтебаза, фабрика-кухня, завод по производству стеклоомывающей жидкости и бензовозный парк.
  • 21 ноября 2023 года ПАО «ЕвроТранс» выходит на биржевой рынок, планируя разместить акции на 26,5 млрд руб. Общая капитализация компании по это цене составит 53 млрд руб.
  • Основной целью IPO является развитие универсальных АЗК. Основную инвестиционную программу планируют закрывать за счет IPO, не прибегая к банковским кредитам.
  • В 1 полугодии 2023 г. выручка ЕвроТранса составила 45,5 млрд руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составил 3,12х. Основную часть выручки составляют розничная и оптовая торговля топливом, которые формируют 21% и 74% соответственно по итогам 1 пол. 2023 г. По итогам 2023 года менеджмент ждет выручку в объеме не менее 100 млрд руб.
  • С учетом того, что ЕвроТранс делает существенный акцент на увеличении спроса на электрокары и, соответственно, на ЭЗС, в условиях менее стремительного роста спроса на такую инфраструктуру загрузка ЭЗС может не покрывать или покрывать незначительно понесенные расходы на обслуживание. В этом случае выручка и прибыль могут расти существенно ниже прогноза и даже стагнировать.

  • Наша оценка (и тем более оценка компании) предполагает довольно оптимистичный рост маржинальности бизнеса. Этот еще не реализовавшийся фактор создает дополнительные риски для оценки.

  • Согласно дивидендной политике ЕвроТранса, на выплату дивидендов будет направляться не менее 40% чистой прибыли ежегодно. В ближайшие годы планируется платить 60-75%. Можно ожидать дивиденд по итогам 2023 года. В этом случае дивидендная доходность в следующие 12 месяцев составит 5,4%.

  • Считаем, что оценка акции ЕвроТранса завышена. Справедливая цена находится на уровне примерно 187,5 руб. По модели стоимостной долгосрочной оценки потенциала роста бумаг компании мы даем относительно низкий рейтинг – оценка 6 из 20.

О компании

История компании начинается с 1997 года, когда была образована первая АЗС под брендом «Трасса». Развитие АЗС впоследствии переросло в ПАО «ЕвроТранс», которое в данный момент объединяет активы 55 АЗК на территории Москвы и Московской области, 4 ресторанов при АЗК, 10 ЭЗС, нефтебазу (г. Электроугли), фабрики-кухни, завод по производству стеклоомывающей жидкости и бензовозный парк.

Среди видов деятельности ЕвроТранса выделим розничную и оптовую торговлю топливом, ЭЗС с быстрой зарядкой, а также управление точками питания и супермаркетами на территории АЗК «Трасса».

Компания входит в перечень системообразующих предприятий российской экономики, утвержденный Минэкономразвития РФ.

Основными акционерами компании перед IPO являются Мартышов Игорь (65%), Дорошенко Николай и Алексеенков Сергей (по 15%), и Алексеенков Олег (5%), который также является генеральным директором ПАО «ЕвроТранс».

ЕвроТранс. Основные держатели акций. Источник ПАО "ЕвроТранс"

Источник: ПАО «ЕвроТранс»

Облигации ЕвроТранса

Сейчас у ЕвроТранса есть три выпуска облигаций (RU000A105PP9, RU000A105TS5 и RU000A1061K1) сроком на 3-4 года. Купон выплачивается ежемесячно. Доходности к погашению по данным выпускам сейчас находятся на уровне 13,8%-14%.

Кредитный рейтинг: A-(RU) – прогноз «Стабильный», АКРА от 10.10.2022. Показатель Качества эмитента: 5.4 из 10 (довольно высокое).

Все подробности об облигациях этого эмитента, включая отчет о кредитном качестве, вы всегда можете найти в нашем сервисе «Анализ облигаций».

Облигации ЕвроТранс в сервисе Анализ облигаций УК ДОХОДЪ

Облигации ЕвроТранса в сервисе ДОХОДЪ Анализ Облигаций

IPO

21 ноября 2023 года ПАО «ЕвроТранс» выходит на биржевой рынок, планируя разместить 26,5 млрд руб. Общая капитализация составит 53 млрд руб. Это будет дополнительный выпуск 106 млн акций (100% от общего числа акций до IPO). Цена размещения определена на уровне 250 руб.

С июня по октябрь 2023 года компания проводит внебиржевой сбор заявок, который на данный момент принес 2,5 млрд руб. Помимо этого, действующие акционеры ЕвроТранса намерены купить порядка 3 млрд руб. на биржевых торгах, оставляя частным и институциональным инвесторам еще около 21 млрд руб.

Менеджмент ЕвроТранса делает акцент на владении акциями физическими лицами – преимущественно клиентами АЗС «Трасса», которые, по словам бенефициаров, составили бо́льшую долю заявок на внебиржевом сборе.

Основной целью IPO является развитие универсальных АЗК, число которых планируется увеличить до 63 к концу 2024 года. Также ЕвроТранс намерен по максимуму закрывать обязательства по лизингу, который на данный момент составляет около 55% от общего долга. Основную инвестиционную программу планируют закрывать за счет IPO, не прибегая к банковским кредитам.

Финансовые результаты

Выручка ЕвроТранса стабильно растет с 2019 года и по итогам 1 пол. 2023 г. составляет 45,5 млрд руб., по сравнению с 1 пол. 2022 г. (14,6 млрд руб.) наблюдаем рост в 3,12x раза. По итогам 2023 года менеджмент ждет не менее 100 млрд руб.

Основную часть выручки ЕвроТранса составляют розничная и оптовая торговля топливом, которые формируют 21% и 74% соответственно по итогам 1 пол. 2023 г. В дальнейшем планируется перевес продаж в пользу розничных (примерно до 4% и 20% к концу 2032 года согласно целевым ориентирам компании). Дополнительные продажи в кафе, магазинах и ресторанах АЗК так же формируют около 8% выручки.

ЕвроТранс заявляет о прогнозе выручки 160 млрд уже в 2024 г. Однако это кажется слишком позитивным, учитывая желание компании сократить долю оптовых продаж, которые на данный момент делают более 70% выручки. Мы ожидаем 103 млрд.

Выручка ЕвроТранс. Источник: данные ПАО «Евротранс», прогноз УК ДОХОДЪ

Источник: данные ПАО «Евротранс», прогноз УК «ДОХОДЪ»

Главным драйвером роста, согласно ожиданиям ЕвроТранса, является увеличение спроса на электромобили, который спровоцирует довольно резкий рост ЭЗС на комплексах компании – с 15 в 2023 г. до 83 в 2032 г.

Также было решено создавать инфраструктуру для заправки газом. К 2026 г. количество ГАЗС может увеличиться до 30.

В связи с увеличением себестоимости мы также ожидаем и более скромный рост прибыли. В 2022 году ЕвроТранс существенно увеличил запасы в условиях низких цен на топливо, что позволило нарастить темпы роста прибыли. Ожидаем, что закупка новых запасов по менее приятным ценам повлечет снижение чистой прибыли в 2024-2025 гг.

ЕвроТранс. Чистая прибыль. Блог УК ДОХОДЪ"

Источник: данные ПАО «Евротранс», прогноз УК «ДОХОДЪ»

Мы оптимистично полагаем, что основным фактором роста прибыли со снижением доли опта станет увеличение маржинальности с 3-4% до 9-11%. Это адекватное и более консервативное предположение, чем у эмитента, но все же недостижение этих ожиданий еще больше снизит оценку акций компании.

Большая часть долга формируется за счет 10-летнего лизинга и кредитной линии. Соотношение Чистый долг/EBITDA снизилось с 4,5х в 2022 до 4,2х в 1 пол. 2023 г., но показатель все же довольно высок. Считаем, что ЕвроТрансу необходимо в том числе наращивать собственный капитал с учетом ежегодного роста долга и капитальных вложений для комфортного обеспечения инвестиционной программы.

Дивиденды

Согласно дивидендной политике ЕвроТранса, на выплату дивидендов будет направляться не менее 40% чистой прибыли ежегодно. В первые годы после IPO компания намерены платить 60-75%, объясняя это наличием возможности и желанием платить своим акционерам, большинство из которых по ожиданиям менеджмента будут являться клиентами АЗС «Трасса».

Можно ожидать дивиденд по итогам 2023 года, тогда дивидендная доходность в следующие 12 месяцев составит 5,4%, но стоит воспринимать ЕвроТранс как акцию роста. При условии реализации инвестиционной программы компании и поддержания плана развития ожидаем ежегодный рост дивидендов, несмотря на снижение коэффициента дивидендных выплат до 50% к 2030 году.

ЕвроТранс. Дивиденды. Прогноз УК "ДОХОДЪ". Блог УК "ДОХОДЪ"

Источник: данные ПАО «ЕвроТранс», прогноз УК «ДОХОДЪ»

Риски

  • С учетом того, что ЕвроТранс делает существенный акцент на увеличении спроса на электрокары и, соответственно, на ЭЗС, в условиях менее стремительного роста спроса на такую инфраструктуру загрузка ЭЗС может не покрывать или покрывать незначительно понесенные расходы на обслуживание. В этом случае выручка и прибыль могут расти существенно ниже прогноза и даже стагнировать.
  • Даже наша оценка предполагает довольно оптимистичный рост маржинальности бизнеса. Если эти ожидания не оправдаются, акции компании будут стоить еще дешевле.

  • Высокая (очевидно) зависимость финансовых результатов от цен на топливо и государственного регулирования/налогообложения с учетом размера и структуры бизнеса - делает прогнозы менее значимыми, а реальные результаты более волатильными (дисконт на этот фактор, рано или поздно, будет заложен в цену).

Оценка

Несмотря на потенциальный рост бизнеса и кажущиеся перспективы, мы считаем, что текущая оценка акций ЕвроТранса завышена.

Справедливая цена находится на уровне примерно 187,5 руб. По модели стоимостной долгосрочной оценки потенциала роста бумаг компании мы даем относительно низкий рейтинг – оценка 6 из 20.

В целом, можно рассматривать акции ЕвроТранса для диверсификации своего портфеля, однако фактически инвесторы получает относительно низкую доходность при имеющихся более доходных альтернативах.

========

Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.

Если вам не подходят отдельные облигации, наши биржевой фонды акций DIVD и GROD могут быть хорошим выбором для инвестирования в широкий портфель акций с потенциально лучшим соотношением доходность/риск.

Облигации помогают вашему портфель быть более предсказуемым и комфортным (читайте про это на нашем канале в Дзен). Наш биржевой фонд BOND ETF может быть хорошим выбором для инвестирования в широкий портфель облигаций при минимальных затратах (всего 0,4% в год).

Читайте также:

и еще десятки полезных публикаций в нашем канале Telegram. Вот тут есть полный гид по каналу.

 

Зарегистрируйтесь, чтобы прочитать полную версию статьи

Это бесплатно

Зарегистрироваться

  • НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ РЕКОМЕНДАЦИЕЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ

    Управляющая компания "ДОХОДЪ", общество с ограниченной ответственностью (далее Компания) не обещает и не гарантирует доходность вложений. Решения принимаются инвестором самостоятельно. Информация, представленная здесь, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, а упоминаемые финансовые инструменты могут не подходить вам по инвестиционным целям, допустимому риску, инвестиционному горизонту и прочим параметрам индивидуального инвестиционного профиля.

    При подготовке представленных материалов была использована информация из источников, которые, по мнению специалистов Компании, заслуживают доверия. При этом данная информация предназначена исключительно для информационных целей и не содержит рекомендаций. Никто ни при каких обстоятельствах не должен рассматривать эту информацию в качестве предложения о заключении договора на рынке ценных бумаг или иного юридически обязывающего действия, как со стороны Компании, так и со стороны ее специалистов.

    Ни Компания, ни ее агенты, ни аффилированные лица не несут никакой ответственности за любые убытки или расходы, связанные прямо или косвенно с использованием этой информации. Данная информация действительна на момент ее публикации, при этом Компания вправе в любой момент внести в информацию любые изменения. Компания, ее агенты, работники и аффилированные лица могут в некоторых случаях участвовать в операциях с ценными бумагами, упомянутыми выше, или вступать в отношения с эмитентами этих ценных бумаг. Результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем, государство не гарантирует доходность инвестиций в ценные бумаги. Компания предупреждает, что операции с ценными бумагами связаны с различными рисками и требуют соответствующих знаний и опыта.

Читайте также

Все статьи

Наши социальные сети

Читайте и смотрите наши материалы там, где вам удобнее