База знаний

Чему лотереи учат инвестора

Серые и обезличенные вероятности

На прошлой неделе кто-то выиграл приз в американскую лотерею «Мега Миллионы» на сумму $1,5 млрд (один или несколько победителей, пока еще неизвестно). После этих новостей наметился всплеск спроса на новые лотерейные билеты, что подчеркивает человеческую природу непонимания вероятностей.  Даже если у вас при виде таких заголовков не появилось желания попытать удачи в какой-нибудь авантюре, изучение маний других людей может многому научить. 

В 2016 году американцы потратили на лотерейные билеты $80.5 млрд, очевидно, ожидая получить огромный выигрыш. Если вам скажут, что ваши шансы на победу выросли с 1 из 100 000 000 до 1 из 100 000, вы вряд ли будете впечатлены. Однако, новость о том, что приз будет увеличен с $100 000 до $100 000 000 заставит ваш пульс биться чаще. Вероятности  - серые и обезличенные, деньги - яркие и заставляют испытывать эмоции.

Налог на глупость

Компании  использовали непонимание вероятностей и магию цифр большого приза, чтобы привлекать капиталы, еще до появления акций. Например, "The Virginia Co» устраивала лотереи, чтобы профинансировать строительство городов в США еще в самом начале 17 века. Государства также в лотереях видели альтернативу займам. Писатель Генри Филдинг в 1732г написал фразу, ставшую крылатой: «Лотерея - налогообложение на глупость».

Настоящий бум лотерей в США начался несколько десятилетий назад после того, как людям разрешили самим выбирать цифры, на которые поставить. Когда человек выбирает сам, появляется «иллюзия контроля» - ощущение, что итог не случаен, что ты сам можешь влиять на выигрыш. Когда психолог Эллен Лангер из Йельского Университета проводила исследование, то обнаружила, что люди готовы расстаться с билетом, который выбирали сами, за сумму в 4 раза большую, чем с тем, который достался им случайно.

Чувство, что «если кто-то и должен победить, то это обязательно я» очень сильно. Reuters подчеркивает, что шансы на победу в ходе розыгрыша джек-пота в «Мега Миллионы» были 1 на 303 млн. Несмотря на такие вероятности, в Великобритании 22% человек полагает, что смогут выиграть в лотерею в течение своей жизни.

 

Лотерея

Улучшите свой инвестиционный подход

Инвестор, который действует наобум, не изучив вероятности успеха, может оказаться человеком, который покупает лотерейный билет. Когда вы видите, как кто-то без тщательного анализа купил одну акцию и получил высокую доходность, вы видите победителя лотереи, часто забывая о тысячах людей, которые «купили билет» и потеряли деньги. Профессиональный подход к инвестициям предполагает, что вы должны не только рассчитать ожидаемую доходность, но и оценить вероятности различных сценариев. Большинства глупых решений можно будет избежать, поняв вероятностную природу рынков.

По мотивам статьи Джейсона Цвейга в Wall Street Journal "What Investors Can Learn From Gamblers"

Поделиться:
 

Следующая публикация