Производитель насосов HMS Group вышел на МосБиржу. Наша оценка
25 мая 2021 года на Московской бирже начали торговаться Глобальные депозитарные расписки (GDR) одной из крупнейших частных машиностроительных компаний России – Группы ГМС
Пока классические криптовалюты остаются спекулятивным, слаборегулируемым активом, используемом в узком диапазоне задач (часто незаконных), на сцену выходят цифровые валюты центральных банков (CBDC - Central Bank Digital Currency). И, хотя для их внедрения понадобится несколько лет, большинство из нас будет чаще сталкиваться именно с использованием CBDC, чем с криптовалютами типа Bitcoin и Ethereum. В этой статье мы кратко расскажем о том как будет устроен мир CBDC и какие новые возможности и вызовы он предоставит.
Мы затронем следующие темы:
В конце статьи вы найдете ссылки на дополнительную подробную информацию о развитии CBDC.
Технологические достижения привели к тому, что физические наличные деньги используются все реже. В тоже время цифровые платежные услуги становятся все более популярными. Когда наличные деньги отходят на второй план в пользу цифровых услуг частных финансовых агентов, это означает, что прямая роль центральных банков снижается. В этом случае центральному банку может оказаться сложнее выполнять свою задачу по поддержанию платежной системы, доступной для всех слоев общества (а также эффективность денежно-кредитной политики).
Сразу заметим, что банковские (и иные) счета - не являются деньгами центрального банка - это требования к банкам (подробнее об этом ниже) и центральный банк только частично может влиять на их объем и скорость создания.
Как бы мы не относились к центральным банкам, их роль в организации единой, дешевой и доступной для всех платежной системы, кредитора последней инстанции и менеджера инструментов антициклической политики (смягчения экономических кризисов) сложно переоценить.
Конечно, есть множество негативных примеров зависимости центральных банков от политики государства и гиперинфляции, связанных с этой зависимостью. Но в целом, случаев гиперинфляций и банковских паник со второй половины XX века стало существенно меньше, доверие к большинству платежных систем центральных банков усилилось и общество в целом получило множество преимуществ от единых систем денежных расчетов.
Недостатки, конечно, существуют. Они связаны, прежде всего, с ограниченностью эффективности инструментов денежно-кредитной политики (возможностей смягчать новые кризисы) после ее использования "по полной программе" в ответ на финансовый кризис 2008 года и "коронакризис" весны 2020 года. Существуют риски, что такие меры, наряду с общей тенденцией к цифровизации, способствуют росту спроса на частные деньги. Речь здесь даже не столько о криптовалютах, сколько о стейбкойнах (частный вид криптовалюты, который привязан к запасам обычных валют или физических товаров (золота, нефти) - о них см. ниже), главным из которых должна была стать и, возможно, еще станет Libra (Diem) от Facebook.
Развитие частных денег, несмотря на их теоретические преимущества (читайте книгу "Частные деньги" Фридрих фон Хайека (1976 год), вот фрагмент в нашем Telegram), скорее всего, приведет к монополизации/олигополизации рынка и росту затрат (и рисков) на расчеты для общества в целом. Роль и возможности центрального банка (в том числе смягчать последствия кризисов и быть кредитором последней инстанции) при этом снизится и мы просто вернемся к концу XIX века в США с множеством платежных систем и множеством проблем с кредитоспособностью, но в новых технологических реалиях.
Другими словами, у общества сейчас возникают следующие теоретические риски:
Поэтому центральному банку, очевидно, стоит выйти на рынок с единой для своего пространства цифровой платёжной системой. При этом регулируемые (!) частные деньги также вполне будут иметь право на существование и конкурировать с CBDC также как банковские счета, депозиты, счета платежных систем (типа PayPal) и другие пока не появившиеся инновационные платежные системы.
Деньги, в полной мере обладающие функциями обращения, меры стоимости и средства сбережения сейчас существуют в трех видах:
Только первый и третий вид денег являются деньгами с формальной точки зрения (входит в денежные агрегаты денежной массы M0, M1, M2 и т.д.). Ниже вы можете увидеть хорошее сравнение различных видов денег из доклада Банка России о цифровом рубле (здесь все еще возникают некоторые вопросы, которые обсуждаются ниже в этой статье).
Точно можно сказать, что CBDC будут максимально близки к обычным бумажным (наличным) деньгам, которыми мы все еще иногда пользуемся, с преимуществами и недостатками цифровых денег. Доступность для широкой публики 24/7, а также полная совместимость с наличными деньгами и банковскими счетами будут являться базовыми требованиями для цифровой валют.
В соответствии с этим большинство центральных банков определит свои цифровые деньги как наличные деньги в обращении или как M0 на языке центральных банков. Народный банк Китая уже реализует на практике применение e-CNY как часть M0. Это приводит к следующим последствиям:
Важное соображение, лежащее в основе определения M0 для цифровых денег, заключается в том, что оно может предотвратить отказ от банков как от посредников. Определив CBDC как M0 и запретив выплату процентов, центральные банки, вероятно, предусматривает только ограниченное количество CBDC в обращении для замены наличных денег, но не для замены банковских депозитов.
Конвертация и лимиты
Само собой, цифровая валюта будет свободно конвертироваться в наличные деньги и банковские счета. Кажется очевидным, что обратная конвертация, а также конвертация в иностранную валюту также должна быть свободной для полного доверия и широкого использования CBDC - и она будет свободной, но, так как такая конвертация потенциально создает некоторые риски (например, отток депозитов, "долларизацию" - об этом ниже), первоначально объем средств в кошельках CBDC может быть ограничен (ЕЦБ, например, думает о лимите в 3000 евро на первом этапе).
Лимиты будут установлены и на оффлайн платежи, которые, вероятно, будут доступными с помощью специальных технических средств. Это можно сравнить с текущими лимитами на операции, которые не требуют идентификации плательщика.
Выдача наличных и управление ими обходятся дорого. Исследования, проведенные в зоне евро, Канаде и Уругвае оценивают такие расходы в 0.5%, которые в основном ложатся на банки, фирмы и домашние хозяйства. Хотя внедрение и поддержание CBDC, вероятно, повлечет за собой значительные постоянные затраты, предельные операционные затраты, скорее всего, будут низкими.
Чтобы сгладить эту ситуацию центральный банк, конечно, не будет начислять проценты на CBDC (вариант с отрицательной ставкой тоже возможен, но менее предпочтителен) и может на первое время ввести ограничение на максимальную сумму в кошельках CBDC.
Кроме этого, центральный банк должен быть готов активно применять свои инструменты предоставления ликвидности банкам под залог ликвидных активов, чтобы заместить возможное снижение депозитов.
По оценке Банка Англии, введение CBDC может повысить ставку по депозитам на 0.2%. По оценкам Morgan Stanley отток денег из банков еврозоны после ввода цифрового евро (даже с ограничением на максимальный размер счета) может составить 8%.
Если проблемы совместимости в целом решаемы на уровне Банка международных расчетов и МВФ, то проблема долларизации экономики (когда доллар США (или другая иностранная валюта) широко применяется для операций внутри страны или отдельных отраслей её экономики, вплоть до полного вытеснения национальной валюты) стоит более остро, как для стран подверженных этому феномену (Россия в их числе), так и для стран с сильной валютой.
CBDC сам по себе не может сделать валюту более стабильной. Везде, где сегодня существуют макроэкономические или институциональные причины для долларизации, иностранная эмиссия CBDC может усугубить эту угрозу, еще больше упростив пользователям переход на иностранную (цифровую) альтернативу.
Поэтому стоит ожидать четких международных договоров относительно принципов обмена и доступа иностранцев к CBDC, а также внутренних валютных ограничений в относительно "слабых" странах.
Однако, почти наверняка, повсеместное внедрение CBDC крупнейшими экономиками, со временем вытеснит множество "мелких" национальных валют, которые не смогут по тем или иным причинам перейти на в цифровой вид или конкурировать с "большими" CBDC.
Когда и если цифровые валюты полностью заменят наличные, центральным банкам будет легче переходить в режим отрицательных процентных ставок, причем сразу на CBDC (пока это не обсуждается, но в будущем, очевидно, может). Эффективность этой меры повыситься, однако последствия чрезмерного ее использования сложно предугадать.
Помимо очевидной несправедливости (как оценки со стороны общества), это может создать еще больший спрос на частные деньги (прежде всего, стейблкойны на корзины валют, товаров или активов). А, так как, частные деньги, скорее всего, будут жестко регулироваться, чтобы противостоять такому перекосу спроса, последний перейдет к нерегулируемым формам платежей (Bitcoin и пр.).
Сомнительно, что центральные банки самостоятельно ограничат себя в возможностях устанавливать отрицательные ставки, поэтому указанный риск, наверняка реализуется. Впрочем, активы почти всегда были лучше наличности как долгосрочные вложения и людям следует продолжать ориентироваться на их накопление.
Центральный банк будет эмитентом цифровой валюты (сможет ее выпускать и гасить). Далее существуют несколько сценариев реализации расчетов в зависимости от роли посредников и местом открытия конечных счетов (кошельков) пользователей, указанные ниже.
Стоит отметить, что независимо от того, кто открывает счета (кошелки) конечным пользователям, такие кошелки будут доступны через любого финансового посредника одновременно и в любое время.
Основными отличиями между моделями является степень централизации системы расчетов, распределение функций между центральным банком и посредниками и тип цифровых денег (токены или запись в реестре - для децентрализованных и гибридных систем используются токены).
Эта модель маловероятна для практической реализации в виду большой нагрузки на централизованную систему расчетов (и повышенных рисков отказа системы, что является неприемлемым) и обременением центрального банка (или созданного им агента) не свойственным ему функциям идентификации и проверки клиентов (функции противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма - ПОД/ФТ).
Эта модель также не представляется перспективной, так как не сильно отличается от существующей модели безналичных расчетов и не может реализовать все преимущества использования цифровой валюты. В частности, поэтому Банк России не рассматривает эту модель для дальнейшей проработки. Мировые центральные банки также не планируют идти по этому пути.
Эта модель рассматривается к внедрению Европейский центральным банком (ЕЦБ), хотя там, возможно, будет выбрана и одна из гибридных моделей (см. ниже), и Банком России.
Ниже можно увидеть схему реализации этой модели, представленную Банком России (в его документе - это модель D).
Очень похожая модель уже реализована в Китае (правда, с децентрализованной системой оптовых расчетов как в Модели 7). Крайне вероятно, что она же будет выбрана и для России.
Эта модель возможна только в том случае, если можно будет обеспечить, чтобы все операции всегда обрабатывались только в соответствии с требованиями центрального банка. Создание надежной децентрализованной системы потребует больших ресурсов и сложной адаптации текущих финансовых посредников. С другой стороны, такая модель снижает нагрузку на централизованную систему и будет способствовать инновациям в виде услуг, предоставляемых конечным пользователям.
Нам представляется, что эта модель слишком сложная для практической реализации и, скорее всего, она будут интегрирована в Модель 7 (см. ниже).
Это одна из рассматриваемых моделей для Европы.
Внутри сети не создаются новые деньги. Они создаются и погашаются через единую систему предоставления ликвидности центрального банка.
Сеть параллельна и, следовательно, не использует существующую в настоящее время инфраструктуру для платежей (карты и банковские переводы). Это означает, что платежи внутри сети все еще могут функционировать, когда возникают проблемы с существующей платежной инфраструктурой.
Система распределения и расчетов электронной кроны Банка Швеции в соответствии с этой моделью представлена ниже (весь документ здесь).
В этой модели цифровая валюта должна выпускаться в виде токена. Кроме этого, видимо, эта модель (в отличие от остальных) предусматривает возможность существования нескольких кошельков у одного конечного пользователя.
Эта модель реализуется в рамках пилотного проекта электронной кроны в Швеции. Нечто похожее для расчетов между посредниками (не в розничных расчетах) используется в Китае. ФРС США также смотрит в сторону этой модели. При этом мы полагаем, что в рамках ЕЦБ и ФРС для розничных расчетов будет выбрана модель 3, 4 или 6.
Выбор моделей различными мировыми центральными банками
В целом мировые финансовые регуляторы сходятся во мнении, что ввод CBDC не скажется существенно на денежно-кредитной политике, особенно в краткосрочной перспективе. Дискуссии идут в основном вокруг проблемы "бегства от депозитов" (см. радел проблемы) и политики процентных ставок по CBDC (больше на теоретическом уровне).
В настоящее время ни один центральный банк в серьез не рассматривает введение процентных ставок на CBDC.
Мировой финансовый кризис наглядно продемонстрировал, что политика процентных ставок может быть ограничена существованием наличных денег. Политические ставки не могут быть значительно ниже нуля без риска массового перехода на наличные деньги, что гарантирует нулевую доходность.
Однако наличные деньги вряд ли исчезнут в ближайшее время по политическим причинам. Только в долгосрочной перспективе, если CBDC будет широко принят, наличные деньги будут ликвидированы, как это произошло с чеканкой металлических монет. В этом сценарии политические ставки могут углубиться в отрицательную зону.
Но это произойдет только в той мере, в какой CBDC также будет взимать отрицательные ставки и не заменит наличные деньги в качестве средства обхода политики.
Канал базовой процентной ставки может быть наиболее подвержен влиянию и может укрепиться. Изменения в политических процентных ставках побуждают домашние хозяйства и фирмы балансировать инвестиции и потребление между будущим и настоящим, особенно если они подвержены воздействию инструментов заимствования и сбережений, учитывающих процентные ставки. В той мере, в какой CBDC увеличивает доступность финансовых продуктов - эффективность денежно-кредитной политики может усилиться. Выгоды были бы наиболее очевидны, если бы по CBDC начислялись проценты.
Но пока большинство центральных банков обеспокоены (и правильно) снижением роли финансовых посадников, скрещением кредитования и повышением волатильности процентной маржи в банках и не планируют встраивать проценты в CBDC (то есть планируют сохранить взаимозаменяемость цифровых и наличных денег).
Банк Китая описывает возможности защиты конфиденциальности e-CNY как «контролируемую анонимность». Что это означает? Электронный юань дает своим пользователям возможность скрыть свою личность от контрагентов, позволяя правоохранительным органам (а не отдельным государственным единицам) отслеживать незаконные транзакции.
Функция анонимности CBDC усложнит онлайн-платформам сбор информации о пользователях, но, да, она не даст и не предполагает полной анонимности.
Учетные записи не могут быть анонимными в соответствии с действующим законодательством, что следует иметь в виду при обсуждении потенциальных анонимных CBDC. Вполне возможно, что могут существовать анонимные CBDC, но у них будет очень ограниченная область использования.
При разработке денег национальные власти уже сталкиваются с компромиссом между удовлетворением законных предпочтений пользователей в отношении конфиденциальности и снижением рисков для финансовой целостности.
Наличные деньги защищают конфиденциальность, потому что они анонимны: учетная запись не требуется, и нет записей о транзакциях. Однако это также облегчает преступные финансовые операции, такие как отмывание денег, финансирование терроризма, коррупцию и уклонение от уплаты налогов. Большая часть наличных денег в обращении находится в двух крупнейших номиналах, часто связанных с незаконными платежами или хранением ценностей.
Отказ от наличных денег подорвет конфиденциальность. Более того, это вряд ли улучшит финансовую целостность, поскольку незаконные транзакции, предположительно, перейдут в другую форму денег (и, как мы знаем, уже переходят). По иронии судьбы, те, кто ищет анонимности в законных целях, могут даже использовать параллельные деньги, способствуя их ликвидности и привлекательности для преступного использования.
Эта закономерность может быть заметна при внедрении криптовалют. Предложения отказаться от купюр высокого номинала кажутся более привлекательными. Оставшиеся купюры небольшого номинала могли бы частично удовлетворить законные предпочтения в отношении конфиденциальности, но создавали бы риски для незаконных транзакций.
CBDC не являются криптовалютами в обычном понимании - они контролируются центральными банками (являются требованиями к центральному банку), их эмиссия не ограничена, они служат для полноценного обеспечения функции денег (обращения, меры стоимости и средства сбережения), проведения атициклической политики и реализации ЦБ функций кредитора последней инстанции, они не являются полностью анонимными.
Стейблкоин - это, по сути, криптовалюта, обеспеченная каким-то поддающимся количественной оценке активом. Именно благодаря такой поддержке стейблкоин имеет ценность.
Если когда-нибудь заработает, Libra (Diem) от Facebook, то она станет стейблкоином, поддерживаемым корзиной фиатных валют. В эту корзину будут включены доллар США, британский фунт стерлингов и японская иена. USDC - еще один стейблкоин, обеспеченный долларами США.
CBDC не является стейблкойном, так как не обеспечен каким-либо активом. Хотя, вот здесь, приведена вполне последовательное обоснование аналогии обеспечения валют центральных банков корзиной товаров и услуг (точно в той же парадигме, что и обеспечение, например, золотом), на основе которой рассчитывается потребительская инфляция.
Однако регулируемые стейблкойны вместе с CBDC в будущем могут быть основой для смарт-контрактов, которые заменят существующие сегодня акции, облигации, паи инвестиционных фондов и производные финансовые инструменты (включая сложные структурные продукты). Это позволит существенно сократить издержки торговли и учета, а самое главное - упростить доступ к инвестициях и их взаимодействие с другими финансовыми продуктами.
Регулируемые стейблконы также, вероятно, смогут конкурировать с CBDC. Но платежи на их оснвое должны регулироваться так же, как платежи, обрабатываемые банками, если они начнут становиться широко используемый.
В теории обсуждаются синтетические CBDC, отличие которых состоит в том, что центральный банк остается ответственным только за эмиссию и погашения валюты, надзор и конечный клиринг. Все остальное, включая выбор технологий, управления счетами, проверка и мониторинг клиентов передается частным компаниям.
Синтетическая CBDC - это, по сути, государственно-частное партнерство, которое поощряет конкуренцию между поставщиками электронных денег и сохраняет сравнительные преимущества. Частный сектор концентрируется на инновациях, дизайне интерфейсов и управлении клиентами. А государственный сектор сосредотачивается на укреплении доверия к валюте.
Существование таких CBDC - маловероятный сценарий в обозримой перспективе, так как доверие к общедоступной валюте, в том числе, во многом стоится на централизации. Но в будущем, если несколько регулируемых стейблкойнов покажут свою эффективность и конкурентоспособность, такое государственно-частное партнерство может стать реальностью.
Вся аналитика
Управляющая компания "ДОХОДЪ", Общество с ограниченной ответственностью (далее Компания) не обещает и не гарантирует доходность вложений. Решения принимаются инвестором самостоятельно. Информация, представленная здесь, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, а упоминаемые финансовые инструменты могут не подходить вам по инвестиционным целям, допустимому риску, инвестиционному горизонту и прочим параметрам индивидуального инвестиционного профиля. При подготовке представленных материалов была использована информация из источников, которые, по мнению специалистов Компании, заслуживают доверия. При этом данная информация предназначена исключительно для информационных целей, не содержит рекомендаций и является выражением частного мнения специалистов аналитической службы Компании. Невзирая на осмотрительность, с которой специалисты Компании отнеслись к составлению этой страницы, Компания не дает никаких гарантий в отношении достоверности и полноты содержащейся здесь информации. Никто ни при каких обстоятельствах не должен рассматривать эту информацию в качестве предложения о заключении договора на рынке ценных бумаг или иного юридически обязывающего действия, как со стороны Компании, так и со стороны ее специалистов. Ни Компания, ни ее агенты, ни аффилированные лица не несут никакой ответственности за любые убытки или расходы, связанные прямо или косвенно с использованием этой информации. Данная информация, действительна на момент ее публикации, при этом Компания вправе в любой момент внести в информацию любые изменения. Компания, ее агенты, работники и аффилированные лица могут в некоторых случаях участвовать в операциях с ценными бумагами, упомянутыми выше, или вступать в отношения с эмитентами этих ценных бумаг. Результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем, государство не гарантирует доходность инвестиций в ценные бумаги. Компания предупреждает, что операции с ценными бумагами связаны с различными рисками и требуют соответствующих знаний и опыта.